Ситуации, когда человек сталкивается с блокировкой банковского счета, случаются не часто, но, все же, имеют место быть. При таком развитии событий любой гражданин совершенно уверен в том, что он не сделал ничего такого, что могло бы побудить кредитора прибегнуть к радикальным мерам. Рассмотрим основные причины блокировки и постараемся дать совет как с минимальными временными потерями выйти из неприятного положения.
Ни одно из финансовых учреждений не может заблокировать счет клиента без веской причины. Банки, работающие на территории Республики Казахстан, могут прибегнуть к блокировке счетов ввиду одной из следующих причин:
Подозрение в совершении мошеннических действий.
Подозрение в пособничестве террористическим организациям.
Подозрение в выполнении клиентом манипуляций, направленных на «отмывание» денег.
Судебное постановление.
Невыплаченные долговые обязательства перед кредитными компаниями, в том числе и просрочки по услуге «кредит до зарплаты».
Долговые обязательства перед бюджетом (налоги, штрафы, пеня).
В блокировке счета человека банк не может отказать, если на это имеется судебное постановление. Решение может быть принято в ходе расследования уголовных и гражданских дел. Более детально узнать об этом можно, ознакомившись со ст. 15 закона «О банках и банковской деятельности в РК».
Счета, на которых размещены обязательные образовательные накопительные вклады.
Пособия, пенсии и другие социальные выплаты.
Средства, предназначенные для жилищных выплат.
Деньги, внесенные в качестве депозита Нотариуса.
К этому списку можно добавить еще пункты, касающиеся юридических лиц. Кредитор не может блокировать счет другого банка, пенсионного или страхового фонда, а также организаций, у которых были отозваны лицензии, или тех компаний, которые находятся на стадии ликвидации.
Обратите внимание: в законе нет ни слова о том, что банк имеет права не блокировать небольшую сумму, к примеру, в размере прожиточного минимума, чтобы у владельца счета была возможность прожить.
Согласно положений закона «О платежах и платежных системах» кредитор, по долговым обязательствам которого вы допустили серьезную просрочку, имеет право взыскать долг без вмешательства суда. В данной ситуации кредитная организация может просто выяснить, где именно у должника открыт счет и направить туда запрос с платежным требованием. При этом деньги будут списываться автоматически, по мере поступления средств. При таком развитии событий кредитор может списать со счета заемщика не более 50% средств, которые имеются на нем. Но и здесь есть свои нюансы. Регулятор отмечает, что достаточно часто банки списывают со счета должника больше, чем разрешено законом. Если такая ситуация произошла, гражданин имеет полное право обращаться в Нацбанк. К нарушившему закон банку будут предприняты соответствующие меры.
Если никаких действий, провоцирующих блокировку, не было сделано, разблокировать счет можно достаточно просто и быстро:
Банковская ошибка. Человеческий фактор никто не отменял. Именно он может стать причиной блокировки. Выяснив причину и представив сотрудникам банка доказательства того, что вашей вины, равно как и причины для блокировки нет, можно быстро снять арест. Для этого кредитору нужно подать заявление, составленное в произвольной форме. В нем необходимо указать свои контактные и персональные данные, номер счета и причину блокировки.
Если вами была допущена просрочка в графике внесения обязательных платежей по кредитам или налогам, необходимо срочно погасить долг, предъявив банку документ о том, что долговые обязательства погашены в полном объеме.
Если вы ничего не предпринимали, но по вашему счету зафиксировано подозрительное движение средств, это может означать только одно – вы стали жертвой мошенников. В этой ситуации свою правоту придется отстаивать в ходе судебных разбирательств. Для быстрого разрешения спора потребуется помощь опытного юриста.
Чтобы избежать неприятностей управление по защите прав потребителей финансовых услуг Нацбанка РК настоятельно рекомендует гражданам, чьи банковские счета были заблокированы, обо всех сомнительных действиях кредиторов сообщать незамедлительно. Только так можно пресечь действия нарушителей закона. Заявление с информацией о факте нарушения, отправленное в онлайн режиме в НБК рассматривается в течение 24 часов, после чего пользователю приходит ответ по обращению.