Разные ситуации могут привести к несвоевременному погашению кредитных обязательств и повлечь за собой начисление штрафов и пеней. Разумный выход, конечно тут же связаться с кредитором, чтобы сообщить о своем не простом финансовом положении, но многие предпочитают скрываться и уклоняться от контактов с представителями МФК. Однако заметим что это совсем не правильное решение, займодатель отсылает данные о горе-заемщике в ПКБ (Первое Кредитное Бюро) для внесения коррективов в личный файл и кредитное досье. И тут же начинает приминение штрафных санкций, что ведет к увеличению общего размера долга.
Статья 349 Гражданского кодекса РК от 27.12.1994г. законодательно предусматривает поручительство за нарушения кредитных обязательств. Этот закон имеет прямое отношение ко всем финансовым учреждениям, как к банковским организациям, так и к микрофинансовым компаниям (МФК). Согласно вышеуказанному постановлению заемщик обязан заранее сообщить кредитору о финансовых затруднениях, препятствующих полноценному исполнению кредитного договора. Не стоит избегать прямого общения, напротив вовремя связавшись и объяснив свою ситуацию, вам наверняка смогут предложить выход – осуществить пролонгацию и избежать начисления дополнительных комиссий.
В случае просрочки платежа и не установления своевременного контакта с микрофинансовым учреждением заемщик обязан уплатить неустойку, согласно статье 298 ГК РК. Объем штрафных взносов может быть установлен, как законодательно, так и самой МФК. Начисление может, происходит по фиксированному тарифу, а может рассчитываться согласно процентной ставке на остаток кредитных средств.
Как пример, МФК AlTenge имеет фиксированный тариф за просрочку 5 тыс. тенге, который увеличивается в зависимости от срока просрочки. За неделю просрочки начисляется – 3,15% на остаток кредитных средств, за 8 суток – 3,05%. Законодательно предусмотрена возможность уменьшить размер долга, но лишь в судебном порядке.
Сумма долга (штрафа, пени, неустойки) может быть снижена, только в том случае если она превышает размер убытка МФК или банка (ст. 297 параграфа 2 ГК РК). Отмечаем, что уменьшается только объем начисленной пени, но не размер кредита или процентного вознаграждения. Основанием для уменьшения долга служит заявление клиента финансовой организации.
Просьба о снижении долгового объема может быть принята устно (заносится в протокол заседания суда) или письменно (прикладывается к данным дела).
Установленного бланка для этих целей на сегодня нет. Подача заявления о снижении долга приравнивается к письму делового характера и составляется, согласно законодательно установленным правилам РК № 221 от 12.01.2007г.
Ходатайство должно содержать следующие сведения:
- личные данные заемщика;
- описание проблемы по существу (где и когда взяты кредитные средства, номер долга и его размер, причины по которым произошла просрочка и пр.);
- указать свои цели – чего хотите добиться в ходе судебного рассмотрения;
- список подтверждающей документации (больничный лист, доводы свидетелей);
- дату и подпись.